Каким ты был, таким ты не остался: измеряем эффективность онлайн-тренингов

pryahina

Юлия Пряхина

Хозяйка Женской Академии Онлайн-тренеров,

инфобизнеследи, путешественница, женский коуч.

Любой тренер – и начинающий, и уже опытный – каждый раз после проведения онлайн-мероприятия задает себе вопрос: “Действительно ли мой тренинг (вебинар, сессия, мастер-класс) был полезен? Смогли ли участники достичь поставленных целей?” Зачастую получить обратную связь удается одним способом: прямо спросить учеников, понравился ли им курс и что они из него вынесли. В этом случае тренер ограничен только полученными отзывами, но этого недостаточно.

Давайте посмотрим, как оценить эффективность курса, чтобы это было показательно и для вас как тренера, и для ваших потенциальных клиентов.

Зачем вообще это измерять?

Анализ эффективности вашего онлайн-мероприятия важно проводить по нескольким причинам:

  1. Вы как автор понимаете, насколько курс эффективен, стоит ли что-то менять в его программе.
  2. Ученик видит, чему он научился, может осознаннее к этому относиться. Это важная, но часто неочевидная вещь, особенно если курс длился достаточно долгое время – 2-3 месяца. Те, кто дошел до конца обучения, зачастую уже не помнят, какими были на старте. Они могут не ощущать роста просто потому, что уже забыли свое самоощущение или уровень знаний до начала тренинга. Поэтому здорово, если вы в начале сможете это зафиксировать каким-то образом. В таком случае ученики могут вспомнить, какими они были в точке А, и оценить достигнутые результаты.
  3. Ученик испытывает позитивные эмоции, когда у него есть прогресс: он видит, что действительно добился изменений в жизни!
  4. Когда в курсе есть “процесс измерения”, у слушателя включается внутренняя автоматическая программа совершенствования. Вспомните, как в школе мы стремились получать пятерки, чтобы добиться одобрения учителей и родителей. Возможно, эта система оценивания детских знаний и имеет свои минусы, но для взрослых такой подход хорош: он действует как игра. Это стимулирует учеников на то, чтобы, например, вовремя прислать отчеты, выполнять домашние задания в тренинге.

Как и что вы можете измерить

Оценить можно знания, полученные участниками (в случае если это был прикладной, обучающий курс), и новый способ их мышления (если работа проводилась с внутренним состоянием).

Способы:

  • Тесты до и после.
  • Проведение кейсов. Например, в начале курса вы даете игровую ситуацию в виде описания (“Представьте, что вы такой-то персонаж, вы попали в такую-то ситуацию, ваши действия, реакция”). Участники могут написать свои варианты в виде мини-эссе и сохранить. Этот способ хорошо подходит для тем, связанных с отношениями, с восприятием себя. Например, если вы прокачиваете уверенность ваших учеников в себе, можно предложить им такой кейс: участник должен представить, что пришел на работу, а кто-то из начальства сказал ему, что он выполнил свои обязанности некачественно, и это уже обсуждает весь офис. Человеку предлагается описать свои чувства, ощущения. Это фиксируется. И после курса вы можете снова предложить этот тест и спросить: “А как бы вы сейчас отреагировали на эту ситуацию?” Если вы действительно хорошо поработали с состоянием человека, он скажет, что ощущает себя по-другому и иначе отреагирует. И это очень важно и ценно для вас как для тренера!
  • Нестандартные вопросы – чтобы понять, как человек мыслит. Часто важно даже не то, что ученик знает, сколько приемов, техник и практик он от вас получил, а то, как он эти знания применяет, может ли он мыслить в нестандартном ключе.

Можно отследить, чему участники реально научились.

Способы:

  • Наблюдение участника за собой в реальных ситуациях. Это работает примерно так же, как отслеживание прогресса: в начале я реагировал таким образом, теперь я реагирую по-другому, я вижу свой прогресс – это здорово!
  • Чтобы не отдавать это целиком на откуп ученикам, вы можете попросить их сделать личный или совместный проект, в котором участники могут продемонстрировать новые навыки. Например, как это делается в курсе “Тренинг-магнит” – это онлайн-курс по созданию и конструированию структуры и контента больших качественных онлайн-проектов. С самого начала участницы готовятся к защите своей программы, набирают знания и в конце делают презентацию: описывают все параметры будущего курса, каким образом будут набираться участники, как будут организованы уроки. Как итог – ученицы видят, что они действительно научились делать курсы, у них уже есть готовый проект, по которому можно записывать уроки и готовить запуск.
  • Состояние: внутреннее позитивное ощущение участника от выполненного процесса. Важно: по мере обучения у вашего ученика не всегда будут позитивные эмоции, и это очень хорошо. Иногда он будет на вас злиться, что вы даете задание, которое он не всегда может выполнить. Иногда он будет злиться на себя. А иногда будет испытывать настоящий кайф от тех открытий, которые он получил. То есть в процессе курса эмоции могут быть очень разные: от спокойных до очень сильных, от грусти и полной эмоциональной ямы до эйфории от успеха. Но когда ученик проходит весь этот путь и смотрит из точки Б в точку А, он в целом должен воспринимать его как ресурсный и позитивный. Поэтому ваша задача как тренера – не оставить участников на полпути, а довести до результата.

Вот такие приемы оценки пользы и качества тренингов вы можете использовать в дальнейшей работе. И пусть отзывы ваших учеников всегда будут позитивными и вдохновляющими на новые интересные проекты!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *