Кто я такая, чтобы учить других?

ktoЭтот вопрос часто возникает в головах у моих учениц, которые не имеют специального педагогического образования или образования психолога. И они очень волнуются, не скажет ли кто-то им эту самую фразу: «А кто ты, чтобы учить других людей? Есть ли у тебя соответствующее образование?»

Как педагог-психолог по университетскому образованию, я решила дать свои комментарии тем, кого этот вопрос волнует.

Конечно, идеальная ситуация выглядит так: вы знаете какую-то определенную тему и имеете в ней опыт (это может быть ваша профессия или ваше хобби).

Например, я убеждена, что среди вас есть девушки и женщины, которые прекрасно вышивают, шьют, вяжут, делают какие-то интересные вещи своими руками.

Но, обучались ли вы этому в университете? Вряд ли.

Итак, вы в чем-то разбираетесь, и это первое, что важно.

Второе, что важно — это умение обучать других. То есть понимать, как люди учатся, как они усваивают информацию и что для этого нужно.

И по моему мнению, этому возможно научиться самостоятельно, а точнее — на достаточно коротких курсах, и не обучаться 5 лет на факультете педагогики и психологии. Потому что правила достаточно просты и нужно просто их практиковать для того, чтобы получить результат.

Например, есть несколько правил и я уверена, что вы их знаете:

— обучение идет от простого к сложному,

— важно давать пошаговые алгоритмы (и так далее).

И есть ещё несколько правил, которые я обычно даю на развернутом курсе для онлайн-тренеров.

То есть, второе мое послание о том, что вам не обязательно учиться 5 лет на педагога, чтобы обучать других. Потому что по факту, даже те, кто закончил факультет педагогики и психологии, иногда учат настолько скучно, что хочется сбежать.

И если у вас есть желание освоить азы обучения, то вы это можете сделать самостоятельно и без пятилетнего курса в университете.

И третье, что вам нужно — это умение (а это именно умение, которому можно научиться) быть интересным спикером, собеседником, лектором.

Повторюсь, я знаю многих, кто закончил факультет педагогики и психологии, но слушать их лекции, семинары или вебинары — это мучение.

Почему же так?

Просто люди хотят быть идеальными, они хотят делать все правильно. И они теряют ту самую изюминку, которая бы характеризовала их в качестве интересных спикеров или ораторов.

И этому тоже можно научиться — выработать свой уникальный стиль и прийти к прекрасному результату. К вам будут идти даже не за тем, чтобы получить знания или навыки, а затем, чтобы быть рядом с таким человеком как вы. Наслаждаться вашей изюминкой, вашим обаянием, вашей харизмой.

Итак, для успешного обучения нужны три вещи:

— быть экспертом в какой-то теме,

— знать азы и принципы обучения других людей (взрослых людей, если мы говорим про классический инфобизнес),

— и третье — это ваша харизма, ваша способность заряжать, быть интересной личностью.

Подумайте, что из этих трех пунктов кажется вам наиболее сложным?

И напишите это, пожалуйста, в комментариях. Я учту ваши пожелания при планировании будущих тренингов и возможно, мы сделаем выделенный курс по какому-то из этих направлений.

13 thoughts on “Кто я такая, чтобы учить других?

  1. Юля, помню, что когда начинала свой путь в Интернете, мне все было сложно. Первые шаги делала сама по разным бесплатностям, которых океан в сети. Но только после твоих курсов и коучинга я действительно сильно продвинулась вперед и за довольно короткий срок. Тут и гены мамы-преподавателя активизировались, и экспертность аж в нескольких темах обнаружилась, и способность заряжать других… Спасибо тебе огромное! Всем-всем-всем подругам тебя рекомендую.

  2. Согласна с Вами,Юлия,многих тренеров реально скучно слушать и жаль потерянного времени.
    Но к сожалению эта тема не про меня. У меня никогда не возникало желания кого то учить,хотя был такой небольшой опыт в работе,когда у меня была ученица. И воспоминания от того времени не очень позитивные. Мне не хватает терпения и спокойствия в этом вопросе.
    Статья понравилась и навела на размышления о том,что сначала надо работать с собой. Благодарю!

  3. Дорогие друзья!! Редко пишу комментарии, а тут прямо не могу не написать. Для тех, кто действительно мучается с таким вопросом: «А кто я такая, чтобы учить других?». Знаете, у меня два диплома о высшем образовании. И никому и никогда не хотелось их посмотреть. Более того, мне самой хотелось их хоть кому-нибудь показать! Их даже не особо смотрели, когда я устраивалась официально на работу в компанию, все решило собеседование. И даже когда я в шутку спрашивала, мол посмотрите, друзья, клиенты, мои дипломчики, наблюдала только улыбку на их лице, мол смехотища. Сам процесс обучения много чего дал, много знакомств, много опыта. Опыта в том плане, что научилась очень быстро усваивать информацию, структурировать ее. Но профессиональный опыт свой я нарабатывала сама. По профессии в двух вузах, я особо ничего не узнала, к сожалению. Так, базовая теоретическая подготовка.
    И даже с наличием дипломов начинать профессиональный путь было нелегко, и страшно, и уверенности мало. Спросить не у кого, в вузе не научили. Приходилось самой активно изучать, допетривать, откинуть страхи и идти вперед.

    • Юлия Пряхина 29.06.2015 в 3:45 пп - Ответить

      Марина, спасибо, что поделились. Любопытно, что многим очень ценны «корочки», а на деле никому они и не нужны.
      Я не призываю начинать «учить/лечить» других совсем без опыта. Много есть хороших систем, в том числе и у нас, которые можно пройти, потренироваться, обучиться — и помогать людям

  4. Я внимательно прочитала Вашу статью. Как учитель по образованию я полностью согласна, что для преподавания нужны университетские знания и применение принципов обучения. Но в одном я сомневаюсь, что харизма преподавать есть у всех. Мое мнение заключается в том, что как врачем надо родиться, так и учителем надо родиться. Я учитель по образованию, но не преподаю-ушла в другую профессию. Мне легче самой текст напечатать, чем обучать других людей, как это сделать. С уважением, Светлана.

  5. знать азы и принципы обучения других людей (взрослых людей, если мы говорим про классический инфобизнес),

  6. 1… не могу назваться экспертом в ситуации- вы врач? — нет, я мама )) Некоторые темы знаю больше, чем обычный обыватель, но не эксперт.

  7. Быть экспертом. Потому, что возникает мысль: а вдруг зададут вопрос каверзный? Хотя понимаю, конечно, что все до конца знать невозможно. Коучинг помог это понять :-) Но вопрос экспертности волнует

  8. Для меня это харизма. Это по сути возможность открыть себя и открыиться другим людям, проработав свои комплексы и зажимы.. Легксоть с огоньком))

  9. быть экспертом в какой-то теме,

    знать азы и принципы обучения других людей (взрослых людей, если мы говорим про классический инфобизнес),
    и третье — это ваша харизма, ваша способность заряжать, быть интересной личностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *